Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мукасолька»
стартовый уровень
Возраст обучающихся: 5-7
Срок реализации: 3 года
Разработчик:
Лебедькова Юлия Геннадьевна
воспитатель
г. Кемерово, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ………………………………………………3 1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………6 1.3. Содержание программы ………………………………...……………7 1.3.1. Учебно-тематический план ………………………….…..………...7 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………….………….9 1.4. Планируемые результаты ……………………………….……………48 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………………….…………..…51 2.1. Календарный учебный график ………………………..…………..…51 2.2. Условия реализации программы ……………..…………………..…51 2.3. Формы аттестации / контроля ………………..…..…………………52 2.4. Оценочные материалы ……………………..…….……………….…53 2.5. Методические материалы ……………………………………………53 2.6. Список литературы……………………………………………………55 Приложения………………………………………………………………….57 |
|
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукасолька» имеет художественную направленность и реализуется на стартовом уровне.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукасолька» разработана в соответствии со следующими документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Устав и локальные акты МБДОУ № 173 «Детский сад присмотра и оздоровления».
Новизна программы заключается в ориентации на развитие ключевых компетенций или навыков, представляющих основные ценности XXI века – интеллект, креативность, социальность, которые развиваются на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного детства. Программа включает не только обучение тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективно сюжетно – тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из соленого теста. В планы занятий вводятся появляющиеся новинки декоративного искусства в области лепки, что делает творчество модным и современным.
Актуальность программы определяется востребованностью эффективных практик образовательной деятельности, сочетающих предметную составляющую декоративно-прикладной направленности и компетентностую, включающую soft skills. Занятия лепкой из теста в рамках данной программы позволяют детям овладеть технологиями и основами мастерства в данном виде искусства, получить продуктивный опыт участия в создании художественной среды.
Отличительные особенности программы
Создание картин и поделок из соленого теста включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием теста, картона, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), лак (НЦ, ПФ), а также создание и воплощение творческого замысла. Такое разнообразие практической творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой реализации. Социальная направленность программы раскрывается в формировании опыта самостоятельного изготовления различных подарков, сувениров и украшений для себя, родных, близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Реализация программы осуществляется по «восходящей спирали», предполагает возвращение к изученным техникам и приемам на более высоком и сложном уровне. Дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, дает уверенность в себе и опыт позитивной социализации. Опыт освоения программы образует базу для дальнейшего обучения и развития ребёнка как в целом, так и в направлении художественной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы определяется широкими возможностями социализации в процессе формирования художественных инструментальных навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Адресат программы
Программа «Мукасолька» рассчитана для детей 5 - 7 лет. Основу программы составляют комбинированные и практические занятия. Предполагается индивидуальный образовательный маршрут освоения программы в соответствии с личным интересом, мотивацией ребенка и прогрессом в данном виде деятельности.
Объем и срок освоения программы составляет 3 года в объеме 72 занятия в учебный год, всего 216 часов
Форма обучения очная. (При необходимости возможно проведение дистанционных занятий).
Особенности организации образовательного процесса
Особенности образовательного процесса. Изучение осуществляется на практических занятиях, закрепление знаний и умений выполнять технологию изготовления изделий из соленого теста осуществляется при выполнении самостоятельных практических работ, контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий.
Преимущества соленого теста:
- - Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- - Легко отмывается и не оставляет следов;
- - Безопасно при попадании в рот;
- - Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- - Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
- - Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
- - Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
- - С готовым изделием можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей, фантазии, воображения, универсальных компетенций детей средствами лепки как вида декоративно-прикладной деятельности.
Задачи программы:
- Личностные:
- мотивировать на учебную деятельность и устойчивый интерес к виду изобразительной деятельности лепка;
- ориентировать на моральные нормы и их выполнение;
- познакомить с различными видами пластического материала для лепки;
- научить свободно, владеть приёмами и способами лепки;
- освоить способами лепки и выразительности средств;
- овладеть умением создавать форму предмета на основе восприятия путём наблюдения
- развивать творческую индивидуальность учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
- развивать зрительной и вербальной памяти, образного мышления и воображения.
2. Метапредметные:
- формировать способность понимать учебную задачу;
- обучать приёмам работы с различными пластическими материалами (пластилин, солёное тесто, глина) и овладение техниками;
- формирование знаний в области цветоведения;
- учить правилам изображения окружающего мира по памяти и с натуры;
- способствовать самостоятельной работе обучающихся;
- формировать умение организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- обобщать и оценивать свои достижения на уроке;
- вступать в речевое общение.
3. Предметные (образовательные):
- предоставление возможности детям развить и освоить художественные навыки;
- ознакомление с разными видами и жанрами изобразительного искусства, направлениями в лепке из соленого теста, его историей возникновения, новыми техниками;
- развитие знаний и умений изображать предметы, животных, растений, пейзажи, натюрморты;
- ознакомление с различными формами и методами работы при использовании рабочего материала с учетом различных технологических приемов;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям;
- формирование знаний о цвете, композиции, о художественном моделировании, умений составлять эскизы панно, делать самостоятельный выбор..