Мукасолька

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

конструирование на свежем воздухе

Пояснительная записка

Конструирование — это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов.

Наша программа направленна не столько на обучение детей сложным способам конструирования, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности фантазировать и творить самому. Мы постараемся открыть ребенку новый мир, предоставить возможность в процессе работы приобрести такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Будем учить развивать умения пользоваться инструкциями и чертежами, формируя логическое, проектное мышление.

Мы уверены, что, благодаря конструированию быстро совершенствуется навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка.

В этом году мы  работали со второй младшей группой, дети 3-4 лет. Наша сибирская зима в этом году порадовала нас своей теплой погодой и обилием снега. Поэтому на каждой прогулке мы конструировали из снега. Что же мы делали? Мы протаптывали дорожки, расчищали их от снега, сгребали (формировали) снег в кучи. Для малышей эта деятельность была совершенно новой. Каждое действие обговаривали, таким образом развивали речь. Знакомились и закрепляли знания о зимних явлениях природы, пополняли словарь, проговаривая свойства снега: снег рыхлый, твердый, липкий, белый, холодный. Большая работа была по лепке снеговиков, неваляшек, зайчиков и котиков. Говорили о том, что фигуры разные, но все они созданы из одинаковых форм - двух шаров разной величины. Закрепляли понятия: "большой", "маленький", учились сравнивать две равные и не равные группы снеговичков, сравнивали группы снежных комочков, учились пользоваться выражением поровну, столько-сколько, больше, меньше. Учились превращать снеговичка в зайчика или неваляшку. С помощью снежколепа формировали представление о шаре. Строили гаражи для машин. Получалось построить только стены из снежных комочков, все равно назначение этой постройки было как дом для машины. Так же строили домики, загончики для животных. Обыгрывали постройки, обговаривая о заботливом отношении к животным. Из комочков снега пытались создавать вертикальные постройки: башенки. Упражнялись в правильном употреблении понятий высокий и низкий. Конечно же строили крепости.

Развивали воображение и художественно-творческие способности, раскрашивая куличики, а так же горку. Изготавливали цветные льдинки. Мы познакомили детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. Закрепляли знания основных цветов. Воспитывали эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое. Учились фантазировать, украшая постройки из снега. Играли в зоопарк. Расширяли знания о животных, об их внешнем виде, закрепляли знания как зовут детенышей.

 

Дети были в восторге, а нам было приятно видеть результат нашей работы. С приходом весны, мы решили разработать план работы на свежем воздухе «конструирование из песка».  Песок-загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Чем полезен песок? Он занимает и успокаивает ребенка – песочная терапия. Развивает мелкую моторику и воображение. Игры с песком развивают творческие и исследовательские навыки ребенка. Он позволяет ребенку освободить свою фантазию и дать ей новую жизнь в реальном мире.

Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности из песка, развивать умение детей конструировать из природного материала.

Задачи: Расширить представления детей о свойствах песка; развивать восприятие, творческое воображение, чувство формы; воспитывать активность, устойчивый интерес к конструированию, желание участвовать в оборудовании участка – создавать красивые и необычные постройки из песка.

 

Планируемые результаты

Мы надеемся, что научим детей:

-  проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов, объектов природы, испытывать чувство радости.

- пытаться отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

- проявлять интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.

- пытаться в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками.

- делиться впечатлениями.

-  соблюдать и поддерживать порядок и чистоту на участке.

- испытывать положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

- выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявлять бережное отношение к природе.

Работа с родителями.

В настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Для этого мы разработали несколько консультаций для родителей: «Сроим замок из песка», «Путешествие в песочную страну», «Польза от игр в песок», а также информационный стенд «Безопасные игры в песочнице». Кроме того в течении года родители получают индивидуальные задания, например: «дома создать условия для конструирования пирамид из бытовых предметов», или «совершить с детьми экскурсию в магазин мебели» - это отображено у нас в планировании. Просим родителей делать фотографии по определенной теме, например: «Вот какие разные дорожки», для того что бы потом устроить в группе фото прогулку

 

 

 

Комплексно – тематическое планирование (на весну)

1 Вот какие разные у нас дорожки

Образовательные задачи.

Помочь детям установить ассоциативные связи между реальными дорожками и конструкциями из различных материалов — кирпичиков, кубиков, палочки, листики, травинки и др. Уточнить и обобщить представление о дороге как сооружении, созданном для удобства перемещения в пространстве. Расширить опыт конструирования дорожек. Создать условия для свободного выбора материалов. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к конструированию и обыгрыванию построек. Базовые понятия, умения и способности. Представление о том, что целое (дорожка) создается в процессе объединения частей(кирпичиков).

 Материалы, инструменты, оборудование. Различные материалы на выбор детей.

Взаимодействие с семьей.

Родителям совершить с детьми прогулку в поисках дорожек и наблюдений за их созданием или уборкой. Принести в детский сад фотографии для оформления стенда фотопрогулки «По каким дорожкам мы гуляем вместе с мамой и папой».

2 Как узкая дорожка стала широкой

Образовательные задачи.

Вызвать интерес к конструированию дорожки. Обратить внимание на связь конструкций с реальными сооружениями. Напомнить способы преобразования узкой дорожки в широкую: 1) замена деталей; 2) достраивание в ширину. Познакомить с новым способом — изменение ширины дорожки путем поворота деталей. Развивать восприятие, мышление и воображение. Воспитывать позитивное отношение к играм и занятиям со строительным материалом.

Взаимодействие с семьей.

Посоветовать родителям создать дома условия для конструирования узких и широких дорожек из разных материалов.

3 Как дорожка превратилась в лабиринт

Образовательные задачи.

Вызвать интерес к конструированию лабиринта — дорожки с поворотами. Показать связь между линиями и постройками: прямая линия — прямая дорожка, кривая линия — кривая дорожка. Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования. Развивать ассоциативное восприятие и воображение. Воспитывать активность, любознательность, самостоятельность

Взаимодействие с семьей. Посоветовать родителям познакомить детей дома с лабиринтом, помочь нарисовать лабиринт

3 Как прямая дорожка превратилась в кривую

Образовательные задачи.

Образовательные задачи. Вызвать у детей интерес к конструированию длинной дорожки из гибких бытовых предметов и материалов (шнурков, тесьмы, ленточек) и созданию сюжетной композиции (дорожка в лесу). Показать вариант преобразования прямой дорожки в кривую и помочь осмыслить необходимость такого изменения. Обратить внимание на связь конструкций с реальными объектами (дорожка лесная, полевая, луговая). Развивать восприятие, мышление и воображение. Воспитывать позитивное отношение к совместным играм и занятиям со строительным материалом

Материалы, инструменты, оборудование. У каждого ребенка два-три шнурка (или ленточки, тесьмы, веревки-скакалки) для конструирования гибкой дорожи, четыре-пять предметов, вокруг которых будет изгибаться дорожка (раздаточный математический или сенсорный материал — елочки, грибки — или предметы заместители — кубики, цилиндры, пирамидки, кегли).

Взаимодействие с семьей. Дома  родителям сконструировать вместе с детьми кривые дорожки (из шнурков, ленточек, веревок) в виде волны и в виде лабиринта — для наглядного сравнения.

4 Как короткий заборчик стал длинным

Образовательные задачи

Уточнить и обобщить представление о заборчике как сооружении, созданном людьми для защиты своего дома и двора. Расширить опыт конструирования заборчика. Инициировать поиск способов увеличения заборчика в длину. Помочь установить ассоциативные связи между реальными заборчиками с воротами и детскими постройками. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Взаимодействие с семьей. Педагог советует родителям во время прогулки с детьми рассмотреть и сфотографировать разные заборы и заборчики, а дома создать условия для свободного конструирования.

5 Как на заборчике открылись ворота

Образовательные задачи

Расширить представление о заборчике как защитном сооружении, уточнить представление о воротах как важной части любого ограждения. Вызвать интерес к конструированию заборчика с воротами и практической проверке назначения ворот. Показать варианты открывающихся ворот (высокие, низкие, двойные). Закрепить способы преобразования постройки в длину и высоту. Развивать восприятие, нагляднообразное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию, поиску аналогов в реальном мире и обыгрыванию построек.

Взаимодействие с семьей. Педагог советует родителям дать детям возможность самим открыть и закрыть дверь, калитку, ворота; рассмотреть замок и ключ.

6 Как заборчик превратился в загородку

Образовательные задачи. Расширять опыт создания построек. Познакомить с новым способом конструирования заборчика — от середины в обе стороны, т.е. синхронно двумя руками. Создать проблемно-поисковую ситуацию — предложить построить заборчик новым способом и превратить его в загородку. Инициировать поиск способов замыкания конструкции в пространстве. Вызвать интерес к усложнению постройки путем добавления ворот по аналогии с воротами на заборе.

Взаимодействие с семьей. Педагог советует родителям во время прогулки с детьми рассмотреть замкнутые сооружения (заборчики) и обойти их вокруг, чтобы найти начало и конец (после неудачной попытки ставится ориентир), а дома создать условия для свободного конструирования загородок из различных материалов.

7 Как низкая башня стала высокой

Образовательные задачи. Дать представление о башне как высоком сооружении, созданном людьми для хорошего обзора местности. Расширить опыт конструирования линейных вертикальных построек. Помочь осмыслить структуру (башня, крыша, фундамент). Инициировать поиск способов изменения высоты постройки. Развивать ассоциативное восприятие, мышление, воображение, чувство ритма. Воспитывать любознательность, активность, уверенность, интерес к своим поискам и открытиям.

Взаимодействие с семьей. Педагог советует родителям дома создать условия для свободного конструирования высоких башен из разных материалов (кубиков, губок, коробок).

8 Как обычная башня стала необычной

 

Образовательные задачи. Уточнить представление о башне как сооружении, созданном людьми для лучшего обзора местности с высоты. Закрепить способ конструирования линейной вертикальной постройки. Помочь осмыслить и запомнить строение башни на основе понятия «часть и целое». Учить планировать постройку — подбирать нужные детали. Развивать творческое воображение, чувство формы, цвета, ритма, пропорций. Воспитывать любознательность, активность, уверенность, интерес к поискам и открытиям.

Взаимодействие с семьей. Педагог советует родителям помочь детям увидеть одну и ту же местность с высоты своего роста и сидя на руках мамы (тети, бабушки) или на плечах папы (дяди, дедушки, старшего брата), или встав с ногами на устойчивый табурет(обязательно с подстраховкой для безопасности).

9 Как башня превратилась в пирамиду

Образовательные задачи. Дать представление о пирамиде как сооружении, созданном людьми для красоты и на память о каких-то событиях. Предложить сравнить пирамиду с башней, найти сходство и отличие. Расширить опыт конструирования линейных вертикальных построек. Создать условия для экспериментирования. Учить сравнивать и группировать детали по размеру. Развивать творческое воображение, чувство формы, величины,пропорций. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность.

Взаимодействие с семьей. Педагог советует дома создать условия для конструирования пирамид из бытовых предметов.

10 Как из песка сделать неваляшку

Образовательные задачи. Расширить опыт конструирования из природного материала. Создать условия для художественного экспериментирования с песком. Показать возможность создания различных образов на основе базовой конструкции, состоящей из двух шаров разной величины (туловище и голова). Развивать восприятие, творческое воображение, чувство формы.

11 Как лесенка превратилась в горку

Образовательные задачи. Вызвать интерес к конструированию лесенки и ее преобразованию в горку. Уточнить представление о лесенке и горке, их строении и назначении. Расширить способы создания вертикальных построек. Развивать восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию, поиску аналогов в реальном мире и обыгрыванию построек.

Взаимодействие с семьей.

Родителям совершить с детьми прогулку на детскую площадку с горками, прокатиться на них и сфотографировать. Принести в детский сад фотографии для оформления стенда фотопрогулки «По каким горкам мы катались вместе с мамой и папой».

 

12 Как лесенка превратилась в железную дорогу

Вызвать интерес к конструированию лесенки с перекладинами и ее преобразованию в железную дорогу со шпалами. Уточнить представления о лесенке и железной дороге как сооружениях, специально созданных людьми для удобства перемещения в пространстве. Помочь установить ассоциативные связи между реальными лесенками, железной дорогой и детскими постройками. Развивать мышление, воображение, чувство ритма, опыт сотворчества. Воспитывать интерес к отображению в постройках представлений о реальном мире.

Взаимодействие с семьей. Родители создают дома условия для конструирования лесенок и железной дороги из разных материалов.

 

13 Как мы построили гараж для машины

Образовательные задачи. Вызвать интерес к конструированию гаража для конкретной машины. Уточнить представление о назначении и строении гаража (стены, крыша, ворота). Расширять опыт создания замкнутых построек. Напомнить способ конструирования загородки с открывающимися воротами. Показать способ создания крыши. Помочь установить ассоциативные связи между уже освоенными и новыми постройками и способами их создания. Развивать восприятие, наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

14 Как опасный мостик стал безопасным

Образовательные задачи. Уточнить и обобщить представление о мостике как сооружении, созданном людьми для преодоления преград (рек, оврагов, больших дорог). Расширить опыт конструирования мостиков. Инициировать поиск способов создания более удобного и безопасного мостика — со спуском, лесенкой и перилами. Помочь установить ассоциативные связи между реальными мостиками и детскими постройками. Напомнить способ конструирования кривой дорожки из шнурков и сделать его перенос в новую тему — речка. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек

Взаимодействие с семьей. Педагог советует родителям совершить с детьми воскресную прогулку в поисках моста.

15 Вот какие красивые у нас клумбы

Вызвать интерес к конструированию клумбы на основе представления о ее строении и назначении. Расширить опыт создания замкнутых конструкций. Начинать знакомство с «изящными постройками». Показать варианты размещения деталей (кирпичиков): впритык друг к другу или на небольшом расстоянии, от центра или по кругу. Дать представление о круговой композиции по аналогии с цветком, звездой, солнышком. Учить анализировать и сравнивать постройки. Создать условия для обыгрывания созданных построек — размещения цветов внутри клумбы. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение, чувство формы, ритма и цвета. Воспитывать интерес к отображению в постройках красоты окружающего мира.

Взаимодействие с семьей.

Родителям совершить с детьми прогулку по бульварам города сделать фотографии возле необычных клумб. Принести в детский сад фотографии для оформления стенда фотопрогулки «клумбы нашего города».

 

16 Вот какие красивые домики у нас в деревне

Образовательные задачи. Вызвать интерес к конструированию красивых домиков из строительного материала. Расширять опыт создания замкнутых конструкций, продолжить серию освоенных конструкций (гараж, тумбочка, шкаф). Уточнить понятие о доме как жилище человека и его строении (стены,крыша, окна, двери), помочь установить ассоциацию между деревенским домиком и детской постройкой. Создать условия для конструирования по представлению. Начать знакомство с аркой для изображения окошек. Развивать восприятие, пространственное мышление, воображение. Воспитывать любознательность, активность, устойчивый интерес к конструированию

 

17 Как наш город рос-рос и вырос!

Образовательные задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной тематической композиции «Город» из песка и  строительного материала. Показать возможность объединения отдельных построек (домиков) общей темой и размещением в пространстве для изображения улицы. Уточнить понятие о городе как месте, где живет и трудится много людей, поэтому построено много домов, а еще есть детские сады, школы, магазины, театр, цирк. Помочь установить ассоциацию между представлением о городе и созданной композицией из 20-30 домов. Дать обобщенное представление о городском доме на его сравнении с коробкой. Создать условия для экспериментирования со строительными материалами в сочетании с песком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Примерная образовательная программа дошкольного об¬разования «От рождения до школы»  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

2. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Младшая группа. – М.МОСКВА-СИНТЕЗ, 2014

3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва «Просвещение», 1984 г.

4. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2003 г.

5 Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Учебно-

методическое пособие к парциальной программе «Умные

пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015. — 144 с., 208 фотографий

с вариантами построек.

ISBN 978-5-4310-0247-2v

Категория: Мои статьи | Добавил: Мукасолька (21.05.2020)
Просмотров: 765 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [12]
опыт моих коллег [6]
мастер-класс [0]
Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

МАДОУ № 215 © 2024
Хостинг от uCoz