Мукасолька

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » Статьи » опыт моих коллег

Жуковская Ольга Валерьевна

Творческие проекты как культурные практики.

Роль воспитателя:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, рекомендует широко использовать инновационные формы, предполагающие иной контекст отношений между взрослым и ребенком, когда взрослый не диктует условия деятельности ребенку, а организует для него различные культурные практики. Их основная функция состоит в оказании помощи дошкольнику в овладении универсальными культурными умениями, которые выступают регулятором его отношений с окружающим социумом.

В настоящее время наиболее эффективным методом организации культурных практик ребенка является проектная деятельность, открывающая новые возможности в воспитании и обучении дошкольников.

Возрастные особенности:

Младший возраст

-Поощрение познавательной активности каждого ребенка, развитие стремления к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов;

-проявление внимания к вопросам детей, создание ситуаций самостоятельного поиска решения возникающих проблем. Воспитатель - пример доброго отношения к окружающим: как утешить, угостить, обрадовать, помочь;

-поддержка стремления к положительным поступкам, создание условий для участия детей в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.)

Средний возраст

-Показ способов освоения детьми системы разнообразных исследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать; насыщение жизни детей проблемными практическими и познавательными ситуациями для самостоятельного применения ребенком освоенных приемов;

-Проявление доброжелательного, заинтересованного отношения воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных»;

-Создание разных центров активности (игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности;

-в свободной детской деятельности создание различных ситуаций, побуждающих детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы;

-создание ситуаций, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь;

-создание условий для возможности выбора игры;

-в режимных процессах создание развивающих проблемно-игровых, практических ситуаций, побуждающих дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Старший возраст

-Создание мотивов для эмоционального прочувствования своего нового положение в детском саду: «Мы заботимся о малышах», «Мы - помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе»;

-обеспечение условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества;

- создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения, постановка все более сложных задач, развивающих волю, желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, искать новые творческие решения. Выполнение следующих правил: не спешить на помощь ребенку при первых же затруднениях; побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт;

-предоставление возможности самостоятельного решения поставленных задач, нацеливание на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий;

-поддержка в детях ощущение своего взросления, вселение уверенности в своих силах;

- использование средств, помогающих дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты;

-Высшая форма самостоятельности детей – творчество, задача воспитателя — развивать интерес к творчеству через создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесном творчестве.

 

Метод проектов культурных практик естественно и гармонично вплетается вобразовательный процесс детского сада. В процессе взаимодействия совзрослыми и сверстниками в решении задач проекта у дошкольниковнаблюдаются изменения: в их познавательном развитии, в стремлении ктворческой деятельности, в межличностных отношениях детей, они приобретаютопыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать своеотношение к различным сторонам реальности. Проектирование как комплекснаядеятельность, содержащая интегративные качества образовательных областей, вкоторой игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержанияодной образовательной области могут использоваться и в ходе реализациисодержания других областей, каждая из которых соответствует детским видамдеятельности, позволяя детям осваивать новые понятия и представления оразличных сферах жизни.

Главным стимулом в использовании современных инновационныхтехнологий в образовательном процессе, стало понимание педагогами, что посредством организации культурных практик в проектнойдеятельности детей можно достичь большего успеха в решении образовательно-воспитательных задач.Поэтому,надо разработать тематикупроектов на учебный год, объединенных одной идеей, построенных на интеграцииразнообразных видов детской деятельности, что позволит развивать культурныепрактики дошкольников во всех образовательных областях.И затем приступать к разработкесамих проектов. Наиболее продуктивны краткосрочные и среднесрочныепроекты, т.к. они позволяют охватить практически все тематические разделыосновной образовательной программы и социально значимые события для детей.Несмотря на небольшие сроки проектов (недельные, двух недельные), можно сделать их достаточно ёмкими по содержанию и имеющими целостный,завершенный характер.

Основная работа по организации культурных практик дошкольников впроектной деятельности, начинается с выявления знания детей по теме проекта.В процессе беседы с детьми, воспитатель обобщает и систематизируетимеющиеся у них знания, а затем, используя педагогическую ситуацию,стимулирует их интерес к расширению знаний и опыта. Совместно с детьмивоспитатель посвящает в проблему, цели и задачи проекта родителейдошкольников. Все участники проекта (воспитатели, дети и родители) совместнообсуждают примерный план реализации цели и задач проекта, и что станетитоговым событием в его завершении. Затем воспитатель приступает кразработке проекта (плана). На подготовительном этапе подбирает методическуюлитературу, изучает и систематизирует ее, используя для подготовкиконсультаций, бесед и памяток для родителей; подбирает необходимыйдидактический, игровой, наглядный, информационный, спортивный и др.материал.Продумывает организациюРазвивающейпредметно-пространственной среды (РППС).При дальнейшей детальной разработке основного этапа проекта особоевнимание воспитатель уделяет организации культурных практик детей, чтобы,не перегружая ребенка, организовать интересную для него деятельность, впроцессе которой и будет происходить формирование универсальных культурныхумений.

Необходимо отметить, что организация культурных практик детей впроектной деятельности заранее прописана воспитателем, однако, она можетменяться в зависимости от конкретной ситуации в группе, проявляемымиинтересами детей, их потребностями.

На начальном этапе проекта и в процессе его реализации постояннопроисходитреорганизацииилиобновлениеразвивающейпредметно-пространственной среды, т.к. это является необходимым условием успешнойреализации задач любого проекта. Поэтому при разработке проектов необходимо оченьвнимательно продумывать конструкцию и наполнение среды, т.к. правильно,интересно и безопасно организованная среда позволяет стимулировать ребенка кполучению и обогащению знаний, самостоятельной деятельности, вызываетположительныеэмоции,выполняяобразовательную,развивающую,воспитывающую, стимулирующую функции.

В рамках современных тенденций развития дошкольного образованиявозможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственнойсреды но, при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика дляреализации общеобразовательной программы, возможность свободного выборадетьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности иобщения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу ввыражении своих чувств и мыслей. Поэтому организация развивающей предметно- пространственной среды дляреализации задач каждого задуманного проекта требует соответствующегонаполнения содержания. Например, при разработке проекта «Я - Кемеровчанин!»,реализуемого в совместной деятельности детей со взрослыми, среда должнабыть направлена на развитие у дошкольников начал патриотических чувств,формированию интереса к городу, в котором они живут.Так, материально-технические ресурсы, необходимые для успешнойреализации проекта, надо отражать в содержании центрах активности,распределяющих деятельность детей и взрослых с помощью мобильногоигрового оборудования, следующим образом:

• Центр речевого развития-«Волшебное слово»: подбор детскойхудожественной литературы, иллюстраций, альбомов, открыток плакатов,фотоматериалов по теме проекта; видеооборудования, видеоматериалов,презентаций.

• Центр познавательно-исследовательской деятельности - «Следопыты»:помещены материалы, необходимые для знакомства детей со своимгородом; дидактические игры: «Наш город», «Собери картинку», лото«Достопримечательности Кемерово», «Мир вокруг нас»; почвенныематериалы и оборудование для проведения опыта с ним; разнообразныйбросовый материал.

• Центр конструктивной деятельности - «Архитектор»: макеты городскихулиц и сельских, картин с изображением городского и сельского пейзажа,разнообразные наборы конструкторов (по величине и содержанию),мастеровой инструмент.

• Центр сюжетно-ролевой игры - «Айболит»: постоянно пополняетсяновыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

• Центр художественно-эстетического развития - «Палитра»: экспозициярепродукций, иллюстраций достопримечательных, памятных местКемерово, символы города, материалы дляпродуктивной деятельности.

• Центрмузыкальнотеатральнойдеятельности-«Теремок»:аудиосредства, диски с записями песен о Родине, о Кемерове, костюмы разныхнациональностей, атрибуты, ширму, различные виды театров.

• Центрсоциально-коммуникативногоразвития«Познаюсебя»:фотоальбом фотографий детей с родителями на улицах родного города, уродного дома, на даче; ширма, уголок для уединения.

• Центр и физического развития - «Будь здоров»: спортивный игровойматериал и атрибуты, способствующие двигательной активности детей.

Организацию развивающей предметно- пространственной среды к каждомупроекту желательно осуществлять совместно с родителями и детьми, обновляя еесодержание, оформляя цветовой дизайн, за счет света и цветовых элементов;иногда делать полную перестановку игровой мебели для создания новогопространственного интерьера; изготавливать атрибуты, костюмы к сюжетно-ролевым играм, театрализованной деятельности и т.д.Благодаря участию в проектной деятельности родителей, решаются ипроблемы связанные с обогащением развивающей среды: мамы и папыбудут участвовать в изготовлении пособий, игрового оборудования; вникая в сутьпроектной деятельности детей, и с интересом сами участвовать в нем, расширяя свои знания вразличных образовательных областях и одновременно повышая родительскиекомпетенции в вопросах воспитания. Родители должны понимать, как значимодля ребенка их внимание, общение, совместная деятельность, способствующиепередачи их опыта, социальных и нравственных культурных практик,формирующих личность ребенка.

 

 

Категория: опыт моих коллег | Добавил: Мукасолька (13.01.2019)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [12]
опыт моих коллег [6]
мастер-класс [0]
Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

МАДОУ № 215 © 2024
Хостинг от uCoz