Мукасолька

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » Статьи » опыт моих коллег

Жуковская Ольга Валерьевна

Содержание:

Введение…………………………………………………………………Глава 1. Значение трудового воспитания для нравственого развития ребенка…………………...........................................................................

Глава 1.2. Какие трудовые навыки и привычки должен приобрести ребенок в дошкольном возрасте?……………………………………..

Глава 1.3. Приемы и методы воспитания привычек нравственного поведения...……………………………………………………………....

Глава 2. Значение формирования привычек нравственного поведения у дошкольников…………………………………………….

Глава 2.2. Роль педагога в формировании нравственности дошкольника……………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

Введение.

 

    «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Л. Н. Толстой.

    Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучит как мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Каждая семья по-своему неповторима, в каждой свой уклад, свои обычаи, традиции, но все родители без исключения хотят, чтобы их дети были культурными и воспитанными.

    Одной из основных задач нравственного воспитания, наравне с формированием нравственного сознания и воспитанием нравственных чувств, является выработка умений и привычек нравственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок овладевает многими привычками нравственного поведения, которые лежат в основе формирования нравственных качеств, например, привычкой помогать окружающим, считаться с ними, оберегать покой отдыхающих взрослых, помогать младшим детям, делиться с ними игрушками и сладостями, привычками нравственного поведения. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего человека.

    Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию привычек нравственного поведения в дошкольном  возрасте. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируются, закладываются прочные основы нравственного поведения. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы культурное поведение и выполнение правил общения с детьми и взрослыми становились для них естественными, а навыки общения совершенствовались.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

 

Глава 1. Значение трудового воспитания для нравственного развития ребенка.

«Для себя и для других» - так можно было бы назвать весь комплекс навыков и привычек, связанных с самообслуживанием и помощью взрослым. Ошибочно мнение тех, кто считает, что привлечение ребенка к труду якобы лишает его счастливого, беззаботного детства, и выполняет за ребенка то, что он может делать сам. Сейчас ребенку все ново, все интересно, он с удовольствием трудиться, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые всерьез воспринимают его помощь. Видеть плоды своих трудов – аккуратно застеленную постель, развешенное полотенце,  уложенные рядами кубики – доставляет ребенку большое удовлетворение. Пусть же, приобщаясь к труду в меру своих сил и возможностей, ребенок привыкает видеть в нем радость.

Приобретение этих навыков способствует самоутверждению ребенка,  рождает уверенность в своих силах, чувство удовлетворения умелостью, возможностью оказать помощь взрослым. Приобщение ребенка к труду – это не только обучение его тем или иным навыкам. Приобретая их, он вместе с тем узнает много нового, учится быть полезным людям, доводить дело до конца, выполнять его старательно, добросовестно, аккуратно, учится ценить труд других людей.

Привлекая ребенка к посильному домашнему труду, родители стараются подчеркнуть, что своим участием он оказывает помощь старшим, используют каждый удобный случай для того, чтобы дать ребенку почувствовать его сопричастность к делам семьи, к ее общим заботам.

Большое значение имеет отношение самих родителей к домашним делам. Если они тяготят родителей, и ребенок видит это, он также будет относиться к домашней работе как к неприятной обязанности, которую надо выполнять только из-за того, что этого требуют взрослые. Если же родители весело и дружно трудятся по дому,  распределяют обязанности между всеми членами семьи и старательно их выполняют, ребенок получает хороший пример, побуждающий его трудиться с удовольствием. Пройдет время, у него появятся новые дела, новые заботы, и то, чем он так увлекался, перестанет его интересовать. Поэтому так важно, чтобы эти дела стали для ребенка привычными, в противном случае,  став школьником, он станет избегать их. Другое дело, когда воспитана привычка. Встал с постели и не заметил, как убрал ее. Так привык, что и мытье посуды – привычное дело.

Вместе с тем уже в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у ребенка привычку к трудовому усилию. Случается, ребенок с желанием берется за работу, но вскоре охладевает к ней, бросает, не закончив. Надо добиваться от ребенка, чтобы он доводил начатое дело до конца. Если ребенку трудно выполнить задание, то взрослый должен вместе с ребенком закончить работу, но не оставлять ее незавершенной. Привычка  к трудовому   усилию – необходимое условие воспитания трудолюбия.

 

Глава 1.2. Какие трудовые навыки и привычки должен приобрести ребенок в дошкольном возрасте?

Малыша первых лет жизни привлекает сам процесс выполнения действия: манипулирование ложкой, одевание или складывание игрушек на полку. Он охотно принимает предложение матери нести небольшую покупку, получая от этого искреннее удовольствие. Совершать подобные действия ребенка побуждает интерес к ним. Хоть немаловажную роль играет  достижение результата, в раннем возрасте важно одобрение, которым взрослый сопровождает выполнение ребенком действия.

С возрастом меняются мотивы, которые побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Это связано с тем, что ребенок все больше осознает свое поведение. Меняются и методы воспитания навыков и привычек нравственного поведения. Важное значение приобретает объяснение, почему ребенок должен поступать так, как его учат.

Между двумя и тремя годами у детей появляется отчетливое стремление к самостоятельности, выражаемое настойчивым «я сам!» Оно побуждает ребенка к овладению умениями и навыками, связанными главным образом с самообслуживанием, выполнением культурно-гигиенических правил. В связи с этим все большее значение приобретает результат действия: ребенок стремится к его достижению и испытывает удовлетворение, когда это ему удается. Одобрение взрослым успехов малыша укрепляет это ощущение и побуждает к новым усилиям.

В 3-4 года у дошкольника закрепляются и усложняются навыки самообслуживания, приобретенные ранее: ребенок учится есть аккуратнее, пользоваться вилкой, салфеткой, полностью самостоятельно одевается и раздевается, застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, умывается, правильно пользуется полотенцем. При обучении умениям и навыкам наряду с показом большое значение приобретает объяснение, умение заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным и одобрение даже небольших его успехов помогут в воспитании этих навыков

Ребенок уже может оказать помощь домашним: помогать накрывать на стол, уносить посуду после еды, с помиощью взрослых кормить домашних животных, поливать комнатные цветы, растения на грядках, сеять крупные семена, сажать лук, собирать овощи. Систематически привлекая ребенка к этим делам, взрослые воспитывают у него привычку оказывать помощь окружающим.

У ребенка 4-5 лет продолжают укрепляться навыки самообслуживания. Если в семье есть младшие дети,  он может помочь им одеться, раздеться, и не только оказать помощь, но и научить младшего делать это самостоятельно. Так формируется заботливость, привязанность к младшим братьям и сестрам. Это обязывает и его самого хорошо владеть навыками самостоятельности. Более разнообразной становится и помощь взрослым. Дети учатся вытирать пыль с мебели, содержать в порядке и чистоте свои игрушки, накрывать на стол. С помощью взрослых они могут подклеивать книги, стирать кукольную одежду, могут рыхлить землю, поливать цветы, сгребать опавшие листья. В овладении этими навыками детям помогает пример взрослых и объяснение, как  правильно работать какими-то инструментами.

Ребенок 5-6 лет должен научиться полностью убирать свою постель, чистить обувь, пришить пуговицу – это становится его привычкой. Но важно не только научить малыша этим навыкам, а формировать привычку замечать непорядок в одежде, и по собственной инициативе устранять его.

 

Глава 1.3. Приемы и методы воспитания привычек нравственного поведения.

В дошкольном возрасте основным мотивом приобретения навыков и привычек становится осознание значения результатов своей деятельности для себя и для других людей. Теперь ребенок в состоянии осмыслить правила поведения, которым его учать в детском саду и дома, например: входя в помещение, следует переобуться, потому что взрослые моют пол, и их труд надо уважать. В процессе многократного выполнения правил закрепляются необходимые навыки и привычки. При этом взрослый объясняет ребенку смысл требований, почему он должен поступать так, а не иначе. Это помогает малышу не только усвоить правило, но и  применять его в разных ситуациях.

Ценность привычного поступка определяется тем, какими мотивами движим ребенок. Совершая одно и то же привычное действие, дети могут руководствоваться разными мотивами. Поэтому так важно не только расширять круг навыков и привычек и укреплять их, но и формировать ценные с точки зрения морали мотивы, побуждающие ребенка к их усвоению.

В дошкольном возрасте сохраняются прежние приемы  воспитания навыков и привычек: показ, побуждение к подражанию, упражнение. Наряду с ними все большее значение приобретает объяснение, как надо действовать и почему именно так. Не теряет своего значения и одобрение правильного поведения. Однако не следует чрезмерно захваливать ребенка за то, что он поступил так, как должен был поступить. Желание заслужить похвалу становится в таком случае главным мотивом его поступков и тем самым придает им эгоистическую напраленность.

Указанные приемы  воспитания навыков и привычек нравственного поведения обеспечат успех только при условии соблюдения общих правил воспитания.

 

Глава 2. Значение формирования привычек нравственного поведения у дошкольников.

 Дети обычно охотно выполняют поручения и просьбы взрослых принести что-нибудь, поднять. Но они не всегда могут догадаться выполнить то же самое по собственной инициативе. С дошкольного возраста надо воспитывать привычку заботиться об окружающих: помочь сойти со ступенек старушке или малышу, не шуметь когда кто-то отдыхает, предложить сесть на стул входящему взрослому.

Тесно связана с умениями и навыками в различных видах деятельности – игре, самообслуживании, помощи взрослым – привычка быть занятым, не слоняться без дела. Эта привычка складывается постепенно. Если взрослые не развивают интересы ребенка, не стимулируют его к занятости, к активности, он усваивает привычку бездеятельного времяпрепровождения, а она – хорошая почва, на которой со временем вырастут лень и апатия.

Еще одна привычка нравственного поведения  - просить разрешения , когда хочешь взять ту или иную вещь, принадлежащую другому. Эта привычка не просто дань вежливости. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Если пятилетний ребенок не возьмет конфету или пирожок, не спросив предварительно разрешения, можно быть уверенным, что он самовольно не завладеет чужой игрушкой, а в школе – учебными принадлежностями соседа по парте. Сколько детских конфликтов возникает из-за того, что своевременно не воспитали у детей эту привычку.

Из отдельных конкретных привычек культурного поведения формируются более общие. Так, например, из привычек здороваться, благодарить, уступать место в транспорте пожилым людям, предлагать гостю стул образуется привычка быть вежливым. Ребенок, который не перебивает разговор взрослых, не берет без разрешения то, что не принадлежит ему, доводит начатое дело до конца, приобретает привычку владеть собой. Так у него формируются ценные качества личности.

Теперь несколько слов о привычке ребенка к послушанию. Привычка к послушанию, безусловно, необходима, но при условии удовлетворения детского «почему». Привычка к послушанию, а не слепому повиновению, помогает ребенку перенять опыт взрослого, реализуя его в своем поведении. Методы ее воспитания различны: в одних случаях эффективно объяснение, в других, когда ребенок настаивает на своем неразумном требовании, предоставляется возможность поступить по-своему и ощутить те последствия, от которых хотели оградить его старшие.

В дошкольном возрасте закладываются и основы правдивости, и начинается она с привычки говорить всегда правду. Маленький ребенок еще не в состоянии понять, почему надо говорить только правду, и чем отвратительна ложь, но, выполняя указания взрослых, он привыкает освещать событие так, как оно было. То, как будет воспринято сообщение ребенка, во многом определит его дальнейшие поступки. Возмущение, бурная сцена, а, может быть, и наказание не послужат поощрением для честных признаний. Чрезмерная строгость, нежелание понять ребенка, отсутствие взаимопонимания ведут ко лжи, которая, повторяясь, становится привычкой. За годы дошкольного детства привычка обманывать, если она возникла, не может укрепиться прочно. Поэтому нормализация взаимоотношений с ребенком, разумная требовательность, исключающая  злоупотребление запретами, и личный пример старших помогают, как правило, искоренить ее.

 Если группу посещает ребенок, который обманывает воспитателя или своих сверстников, прежде всего необходимо выяснить, какова ситуация в семье, каковы предпосылки этой привычки. Если во время сюжетно-ролевых игр воспитатель слышит ложь в общении детей, то вряд ли достаточно провести беседу только с детьми. У педагога есть все основания для выяснения положения дел в семье.

Вместе с тем надо иметь в виду, что не всякая неправда в устах ребенка может рассматриваться как умышленный обман. Богатство и некритичность детского воображения заставляют порой самого ребенка совершенно искренне и убежденно верить в свою выдумку, видеть в ней реальность. И воспитателям не всегда требуется разочаровывать фантазеров, ведь их выдумки и преувеличения безобидны.

В детском саду и дома ребенок усваивает правила культурного поведения, вежливого обращения к взрослым и сверстникам. Воспитатели часто советуют родителям поправлять ребенка, когда он называет других детей, употребляя их имена в пренебрежительной форме – Ирка, Вовка, Федька. Поступая таким образом,  ребенок  отнюдь не  выражает  этим  свое недоброжелательное отношение к детям, он делает это по привычке, порой не замечая оттенка, придаваемого суффиксом –ка.

 Прислушиваясь к речи детей между собой, воспитатели зачастую слышат использование в речи детей обидных словечек. Привычка пользоваться грубыми словами может закрепиться, если она будет оставлена без внимания. Ребенок повторяет то, что не следовало, не по злому умыслу, а по неведению, и узнав, что это плохо, при правильных взаимоотношениях со взрослыми не станет больше употреблять эти слова.

 «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Некоторые привычки культурного поведения, видимо, достаточно назвать, так как никаких специальных приемов их воспитания, кроме указания и собственного примера взрослых, не требуется. Это привычка приветствовать взрослых и детей при встрече, укладываясь вечером спать, желать членам семьи «спокойной ночи». С четырех лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу, в квартиру соседей, а уходя, прощаться. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет ребенок должен привыкнуть, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству. Родители нередко отодвигают воспитание этих привычек на более поздние сроки, тогда как в детском саду дети овладевают ими уже во второй младшей группе.

 

 

Глава 2.2. Роль педагога в формировании нравственности дошкольника.

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольника, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек.

Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные, когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное нравственное значение. Для успешного формирования с детских лет привычки нравственного поведения детей  педагогам необходимо , чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений , импульсивных стимулов. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в  том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм.

 Нравственность человека проявляется  в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, овладению собой, саморегуляции и самоуправлению.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят между собой и с внешним миром порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании.

Воспитатели, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта воспитательного воздействия:

  1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;
  2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно себя вести в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.
  3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют требования из-за лени, отсутствия привычек к волевому усилию.

        В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом,  добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.

        Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

        Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

        Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

       Поскольку нравственное воспитание ведется с рассчетом на будущее, с рассчетом на того человека, которым ребенок станет, повзрослев, надо уметь видеть за малым большое, уметь различать перспективу. Поэтому сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности , как добро, справедливость, гуманизм.   

        В настоящее время процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения. Когда ребенок совершает в определенной ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребенок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретенные ребенком, лежат в основе нравственного поведения.

        Нравственное поведение  - это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Привычка нравственно поступать в соответствии  с нравственными правилами вырабатывается у ребенка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье и в детском саду будут предъявляться ребенку постоянно. Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.

Заключение.

        Можно сделать вывод, что дошкольный возраст является самой лучшей почвой  для формирования нравственных качеств,   т. к. в этот период в ребенке происходят те значительные изменения, на которые можно повлиять  с  положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребенка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

        Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.  

        С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми  навыки культурного поведения в виде проявлений вежливости, внимания  и симпатии к сверстникам и взрослым, приветливых форм общения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме  раскрывать их. Эта задача реализуется на специальных занятиях в среднем дошкольном возрасте, включенных в программу детского сада.

        Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует , не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  •  Абрамова Г. Возрастная психология: учебное пособие для студ.вуз. 2000.
  • Буре Р. С. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя детского сада. Просвещение, 1985.
  • Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и рд. – М.: Детство-Пресс, 2006 .
  • Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. колледжей под редакцией В. И. Ядешко.- М.: Просвещение, 1988.
  • Карпова С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников: пособие для поспитателей детского сада. М.:Изд-во МГУ, 1986.
  • Комарова Т. С.  Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.-М.,1983.
  • Курочкина И. В. О культуре поведения и этикете. Дошкольное воспитание.- 2003.-№11.-с. 61-65.
  • Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов, 2006.
  • Маркова В. Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. Дошкольное воспитание.-2006.- № 12. – с. 104-110
  • Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. Дошкольное воспитание.- 2006.- № 10. –с. 82-85.
  • Нравственное и трудовое  воспитание дошкольников: учебное пособие под ред. С. А. Козловой.- М.: Академия, 2002.
  • Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.- М.:Мозаика-Синтез, 2006.
  • Петрова В. И. Этические беседы с детьми  4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: книга для воспитателя детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника.- Вопросы психологии.- 1983.- №4.- с. 29-37.
  • Шишова Т. П. Как воспитать в ребенке послушание? – М., 2010.
  • Шишова Т. П. Как воспитать в ребенке ответственность? – М. 2010.
  • Штольц Х. Как воспитать нравственное поведение? : учебное пособие.- М.: Просвещение, 1986.

 

 

 

 

Категория: опыт моих коллег | Добавил: Мукасолька (18.04.2016)
Просмотров: 478 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [12]
опыт моих коллег [6]
мастер-класс [0]
Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

МАДОУ № 215 © 2024
Хостинг от uCoz