Проект «Кошки»
Лебедькова Юлия Геннадьевна
Тип проекта: экологический.
Продолжительность проекта: 2 недели
Возраст детей: 4-5 лет.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Актуальность:
В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животных (кошках) и правилах ухода за ними.
Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимаетобъект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.
Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: кошка мяукает у миски - голодная, затаилась - охотится.
Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Из бесед с детьми стало ясно: в большинстве семей нашей группы домашних животных нет(в том числе кошек). Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное (большинство детей хотели бы иметь друга кошку, но из-за родительских опасений, дети получали отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Цель нашего проекта: Обогащение и углубление представлений детей о кошках, проживающих в квартире, способов ухода и общения с ними, воспитание любви и заботливого отношения к братьям нашим меньшим – кошкам.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать закреплять знания детей о кошках.
Обобщить знания детей о кошках, их повадках, образе жизни.
Развивать у детей познавательный интерес к братьям нашим меньшим.
Закрепить умение выразительно читать стихотворения.
Учить понимать образный смысл загадок.
2. Развивающие:
Развивать интерес к жизни кошек;
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
Развивать речь детей, обогащать их словарь;
Развивать связную речь;
3. Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к животным;
Воспитывать доброе, бережное отношение к кошкам.
Воспитывать любознательность, сочувствие;
Используя фольклор, воспитывать любовь к песенкам, загадкам.
Интеграция с образовательными областями:
Область «Познание»
1. Расширение представлений детей о кошках.
2. Формирование и обогащение представлений детей об уходе за домашними обитателями.
Область «Социализация»
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними.
2. Закреплять умение перевоплощаться в разные образы.
Область «Коммуникация»
1. Учить детей составлять небольшой связный рассказ по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта.
2. Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
3. Учить детей правильно образовывать формы родительного падежа существительных.
Область «Художественное творчество»
1. Учить детей равномерно наносить краску на всю поверхность листа.
2. Закреплять умение правильно держать кисточку, убирать излишки воды о край банки.
3. Учить детей скатывать из пластилина шар.
4. Использовать при лепке приемы вдавливания и прищипывания.
Планируемые результаты:
• обогащенные и систематизированные знания детей о кошках, их повадках, образе жизни.
• развитие у детей доброго, бережного отношения к кошкам.
Продукт проектной деятельности.
• Выставка рисунков «Портрет кошки»
• Фотовыставка «Я и моя кошка»
• Выставка поделок из соленого теста «Моя кошка» (дома с родителями)
• Потешки, стихи, загадки, собранные родителями
• Выставка различных фигурок кошек («Кошкин дом»)
• Презентация экологического проекта «Кошки»
Роль родителей:
Дети совместно с родителями работали над экологическим проектом «Я и моя кошка». В задачи, которого входило:
• собрать и изучить информацию из различных источников о кошках: стихи, песни, потешки, загадки, приметы.
• Чтение русских народных песенок, сказок, потешек.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления выставки.
• Помощь детям в выставке рисунков «Портрет кошки»
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный «Рождение проблемы».
Во время общения с детьми группы выяснилось, что лишь у небольшого количества детей дома есть домашние животные. Остальные дети затруднялись отвечать на вопросы о внешнем виде, повадках, поведении и уходе за домашними питомцами. Однако все дети показали эмоциональную отзывчивость и заинтересованность этой темой. Детям и родителям было дано домашнее задание: Собрать и перечитать книги о жизни кошек; Нарисовать «Портрет любимой кошки»; Создать фотоколлажи «Эти забавные кошки».
2этап: основной «Реализация проекта».
Общение:
«Как дикий кот решил стать домашним», «Рассказ бездомного котенка», «Как кошка выбирала себе постельку»
Рассматривание альбома «Кошки». Сочинение рассказа «Как мы ходили в зоомагазин», «Птичий рынок», «Почему котенок такой грустный?».
Беседы:
Темы: «Домашние животные у нас дома», «Про любимого котенка»
Чтение художественной литературы.
Разучивание игр: «Кот Васька», «Кошки-мышки», «Веселые превращения», «Тили-тили бом»
Гимнастика для рук и язычка: «Киса»
Наблюдения: на прогулке за кошкой.
Игровые упражнения: «Кошечка», «Громче – тише»
Дидактические игры: «Чьи детки», «Угадай, чей голос», «Котенок – привереда»
Игра-драматизация «Кошкин дом»
Имитация движений «кошечки»
Оформление фотовыставки «У меня живет котенок»
Двигательная Подвижные игры «Воробышки и кот», «Мыши водят хоровод», «Кошка и мышки»
Комплекс гимнастики после сна «Кошечка»
Физкультминутка «Зарядка котят»
Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Чтение (восприятие художественной литературы) Песенки, потешки: «Пошел котик на торжок…», «Кисонька-мурысенька», «Кошка, брысь», С. Я. Маршак «Котятки»
Продуктивная Лепка: «Мой котенок»
Рисование кошки
Аппликация: «Подарок для кошки Мурки»
Проигрывание ситуаций: «Что случится, если мы котенка будем кормить травой.
Выводы:
В результате осуществления проекта «Кошки» удалось расширить и обогатить представление детей о кошках.
При помощи музыки удалось развить способность детей к построению пластических образов животных – кошек и котят.
У детей развилось чувство ответственности и бережного отношения к животным.
У родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем, совместно с детьми.
Практическая значимость проекта:
Проект является эффективным. Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми для развития детей; объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира; для музыкально-творческой работы с различными образами, расширения знаний детей об окружающем мире, дополнения интересными сведениями, обогащения эстетическими переживаниями.
|