Мукасолька

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через тестопластику

Введение

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе. В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ внеурочной деятельности.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Лепить из теста – одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность творческой работы.

Целью нашей работы: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Для достижения цели определены и решены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного материала – соленого теста и основы технологии «Тестопластика».

2. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии тестопластики.

3. Разработать и внедрить комплекс занятий тестопластики, способствующих развитию творческих способностей дошкольников.

4. Определить эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Объект исследования: нетрадиционные материалы и технология «Тестопластика» в работе с детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста лепке из соленого теста.

 

 

Теоретическое обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

 

 

2. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее - нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому следует сделать этот процесс как можно более комфортным для него.

 

 

3. Тестопластика — нетрадиционная техника лепки

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, фигурки из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию.

Тестопластика — нетрадиционная техника лепки предметов, которая является исконно русским изобретением, следовательно, знакомя детей с тестопластикой, мы невольно приобщаем их к русской национальной культуре. Кроме этого тесто является наиболее пластичным материалом в работе, что позволяет создавать интересные поделки, панно для украшений интерьера, облегчает передачу характерных особенностей при лепке человека, животных и птиц, что развивает творческие способности, улучшает координацию движений. Самую прямую связь тестопластика имеет с народными праздниками, которые со своей полнотой отражают русский национальный характер, так как они подчинены ритму природы, проверены древней логикой жизни.

Занятия с детьми дошкольного возраста способствуют формированию определенных трудовых навыков, развитию творческих способностей в работе с нетрадиционными материалами (тестом) в технике «Тестопластики».

При составлении и проведении конспектов занятий учитывались следующие моменты: программные задачи по разделу «Лепка» для детей дошкольного возраста; усложнение в освоении детьми способов раскрашивания объемной фигуры из соленого теста, мелких деталей фигуры определенным цветом; формирование познавательного интереса к процессу лепки из соленого теста; четкая логика исследования демонстрационных образцов – целостное восприятие, дифференцированное обследование с учетом педагогической значимости работы; разные виды лепки из соленого теста – предметная и сюжетная, объемная; показ технологии изготовления художественных поделок; показ технологических операций (в зависимости от темы, постановки задач обучения и сюжетной линии занятия использовался целостный, частичный или фрагментарный показ). Характер проведения занятий – эмоционально-игровой. Количество занятий по темам было разное, так как требовалось соблюдение двух этапов – лепка из соленого теста, сушка изделий и раскраска.

Чтобы приготовить любую поделку, необходимо приготовить соленое тесто. Существуют разные рецепты приготовления. Мы пользуемся таким рецептом: соль и мука в одинаковых пропорциях, вода чтобы тесто было не очень жидким, но и не тугим. В процессе приготовления необходимо тщательно соблюсти пропорции компонентов, т.к. недостаток или избыток одного из ингредиентов непременно скажется на качестве готовых изделий. Соль придаст тесту излишнюю хрупкость и ломкость и приведет к образованию трещин на просушенных поделках. Для приготовления соленого теста лучше всего подходят мука, не содержащая каких-либо добавок – разрыхлителей, эмульгаторов, ароматизаторов. Это может быть, например, пшеничная мука недорогих сортов. Ржаная мука придает готовому изделию теплый коричневый оттенок, но тесто из нее получается твердым, не эластичным, а при лепке сильно крошится. Соль на консистенцию теста влияния не оказывает, но благодаря ей можно не бояться, что изделия превратятся в лакомство для грызунов или в кормушку для тараканов. Соль, добавляемая в тесто, должна быть очень мелкой, иначе поверхности высушенных поделок будут шероховатыми на ощупь из-за выступающих кристаллов. Идеальный вариант – «Экстра», но можно использовать и соль грубого помола, предварительно измельчив ее в кофемолке и просеяв через кофейное ситечко. И последний компонент теста – вода, ее добавляют в замес только холодной.

Технология приготовления теста заключается в следующем: в подходящей по объему посуде тщательно перемешивают муку и соль, выливают воду, тщательно вымешивают и тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной. При желании можно получить цветное тесто. Для этого в замес добавляют пищевую краску. Для получения нужного оттенка на каждые 100 г. теста берут: 5 капель красной краски – для красного цвета; 2 капли желтой краски – для желтого цвета; 2 капли голубой краски – для голубого цвета; 2 капли зеленой краски или по 1 капле желтой и голубой красок – для зеленого цвета; 3 капли красной и 1 капля голубой краски – для лилового цвета. Вместо пищевых красок можно использовать натуральные красители; свекольный, морковный и другие соки, какао-порошок (его предварительно разводят небольшим количеством теплой воды и остужают). И пищевые краски, и натуральные краски добавляют в уже замешанное тесто, которое после этого еще раз тщательно вымешивают. Если предполагается получить многоцветное изделие, тесто нужно разделить на соответствующие число частей и каждой части добавить нужный краситель. Раскрасить можно и готовое (высушенное) изделие, для чего используют гуашевые краски – их цвета наиболее яркие и стойкие. Придать поделкам блеск, защитить их от влаги и выцветания, закрепить краски помогут бесцветные лаки – масляные, синтетические, водные. Лакировать изделие можно как жидкими лаками, так и густыми. Жидкий лак подчеркивает цвета поделок, придает им зеркальный блеск, но приходится наносить до десяти слоев такого лака, т.к. он очень сильно впитываться высушенным тестом. От густого лака изделия приобретают матовый блеск; его наносят в 1-2 слоя, к тому же он надежнее защищает поделки от влаги.

После того как тесто замешано, можно приступить к его разделке. Объемные детали следует лепить на столе, покрытом пластиковой доской или клеенкой, плоские удобнее вырезать прямо на противне, чтобы они не деформировались при переносе, и их обратная сторона осталась гладкой и ровной. Перед началом работы нужно исключить появление пузырей между тестом и его поверхностью. Чтобы крепление деталей и элементов друг к другу, было надежным, места их соединений необходимо смачивать водой. Проще всего освоить технику лепки из соленого теста, выполняя мелкие орнаменты детали, а затем собирая из них, маленькие и большие композиции. Выполнение фигурки или композиции из них – это только «полуфабрикаты». Чтобы превратиться в законченные изделия, они должны пройти еще несколько стадий: сушки, глазирования, раскрашивания и лакирования.

Сушка требует особого внимания и точного соблюдения технологии, поскольку именно от нее во многом зависит, насколько качественным получится изделие. В условиях детского сада мы сушим готовые изделия на ровных поверхностях возле батареи несколько дней, до полного высыхания, летом рекомендуется использовать тепло солнечных лучей (естественная сушка. При сушке естественным способом (на солнце) за один день изделие просушивается на глубину не более 1мм. Чтобы определить степень готовности изделия, нужно постучать по нему пальцем. Если при этом раздается глухой звук, значит, оно еще сырое и процесс сушки следует продолжить еще некоторое время. Если звук звонкий – изделие готово. Для получения много цветных композиции изделие нужно покрыть гуашевыми красками, но предварительно следует прогрунтовать его поверхность. В качестве грунтовки лучше всего использовать белую масленую краску, а для ее нанесения – кисть с грубой щетиной. После высыхания грунтовки можно приступать к раскрашиванию. Чтобы краски не смешались, нужно, например, сначала окрасить все листочки в зеленый цвет, а затем выдержать изделие до полного высыхания краски. Только после этого можно приступать к работе с краской другого цвета. Краску следует наносить тонким слоем, так как толстый слой при просушивании может растрескаться. И в завершении работы изделие покрывают лаком. Его нужно наносить кисточкой с мягкой щетиной, поскольку жесткие волосики обычно оставляют полосы на поверхности. Лакирование следует выполнять в несколько слоев, хорошо просушивая каждый слой лака.

Методы и приемы, используемые в обучение дошкольников лепке из соленого теста имеют мотивационно – формирующую функцию. Более эффективными с этой точки зрения, активные методы, приемы (проблемные ситуации, игровые) и технологии обучения лепки с использованием нетрадиционного материала. Привлекая, таким образом, детей к обучению лепке из теста, формируя познавательный интерес.

При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки.

Для того чтобы заинтересовать детей, в начале занятия можно прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.

При обучении лепке детей дошкольного возраста воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяется конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходятся все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней. На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы. Полный показ приемов детям применяется, чаще всего, кроме тех способов изображения, которые детям уже встречались. Например, дети лепят уточку. Способ изображения исходной формы знаком детям, поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягивается шея, голова и хвост.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Формы анализа могут быть разные. Организация анализа полученного изделия из соленого теста возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. При организации работы соблюдали следующие принципы: выбор содержания занятий с учётом личных склонностей детей; опора на самостоятельную творческую инициативу детей; знакомство детей с новыми видами творчества; повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку; начинать с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда.

Реализация индивидуального и подгруппового обучения не всегда осуществима на фронтальных занятиях, поэтому эти формы работы реализуются в иных режимных процессах. Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому. Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по лепки из соленого теста. Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив тесто, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?». Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание. Тема, изучаемая на занятии, закрепляется, повторяется во время наблюдений, организованного труда, игр.

Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Размер доски определяется величиной лепки. Если фигура величиной 15х10 см, то доска может быть размером 22х35 см. если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. В старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая тесто и оборудование. Лепят дети, сидя за обычными столами. В том случае если лепка связана с окраской красками, то занятие делится на две части: первая часть занятия ­ лепка предметов, а вторая часть ­ окраска их.

 

 

Заключение

Итак, дошкольники по окончании комплекса занятий должны знать и уметь: Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста. Основные приемы лепки. Способы соединения деталей из различных материалов. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек. Приемы разметки по тесту. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков. Самостоятельно определять технологию изготовления поделки. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства. Творчески подходить к выполнению работы.

На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические - по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:

  • повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизировать работу обеих рук;
  • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Категория: Мои статьи | Добавил: Мукасолька (23.05.2018)
Просмотров: 1154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [12]
опыт моих коллег [6]
мастер-класс [0]
Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

МАДОУ № 215 © 2024
Хостинг от uCoz